Сколько на самом деле зарабатывают курьеры?
В пандемийные годы курьеры стали востребованы как никогда прежде. Развитие сервисов доставки сильно изменило не только привычки рядовых покупателей, но и рынок труда в целом. Сколько же реально стали получать курьеры в России, и какие требования предъявляются к кандидатам в современных условиях расскажем в этом статье.
Работодатели – монополисты на рынке доставки
На основных сайтах в конце декабря прошлого года было выложено рекордное количество вакансий. Работодатели искали на Head Hunter было около 7,5 тыс. вакансий в Москве, а на сайте Avito порядка 95 тысяч объявлений.
Главными работодателями в сегменте курьерской доставки являются крупнейшие сервисы рынка: Яндекс Доставка, Лавка, Еда, Delivery Club, Ozon, Wildberries, СберМаркет, Dostavista, Самокат.
Кроме этого, существует огромное количество курьерских компаний меньшего масштаба, таких как Delby, а также курьеры требуются компаниям – производителям для собственных интернет-магазинов.
Таким образом, основные компании, формирующие спрос на курьеров это:
- Сервисы доставки еды из магазинов («Яндекс.Еда», «Сбермаркет», «Пятерочка»)
- Крупнейшие маркетплейсы (например Ozon, Wildberries, Lamoda)
- Собственные службы доставки из магазинов крупнейших брендов
- Логистические компании (например СДЭК)
- Сервисы поиска курьера, работающие по принципу Uber (например Dostavista)
Выход крупных компаний в регионы влечет за собой как повышение спроса на курьеров так и рост заработной платы.
Дополнительные условия для курьеров
Работа курьером оказывается привлекательной для многих кандидатов и по другим причинам.
- Отсутствуют требования к образованию и профессиональному опыту кандидатов («можно без опыта»).
- Гибкий график («неполный рабочий день», «оформление и обучение за 1 день», «2/2 12 часов», «гибкое начало дня», «курьер выходного дня», «каждый день или раз в месяц» и т.д.).
- Подходит даже для тех, кто имеет ограничения по здоровью (доставка легких грузов до 5 кг, курьеры для работы с документами – например, курьеры-консультанты «Тинькофф»).
- Близость к дому («выбирайте заказы, которые вам по пути», «доставка по одному району», «работа рядом с домом или вузом», «ограничен радиус доставки», «закрепленные маршруты», «район работы на выбор», «ограниченная зона доставки»).
Но это не значит, что к кандидатам в курьеры не предъявляются никакие правила отбора.
Требования к курьерам
Самый минимум, которого ждут работодатели от курьеров, – это адекватность, вежливость, наличие смартфона (и умение работать с приложениями на нем), а также ответственность и исполнительность.
Базовые требования: возраст 18+ и образование не ниже среднего (среднее, среднее специальное или высшее).
Большая часть работодателей со сдельной оплатой предлагает ставку за доставку (в среднем 250 руб. за 1 адрес в Москве и 140 руб. в регионах) и только четверть работодателей – за час (в среднем 150 руб./час в Москве, 125 руб./час – в регионах). Основная цель работодателя – увеличить время работы курьера.
Есть все основания полагать, что в ближайшее время спрос на курьеров не сократится, а будет продолжать расти – вместе с конкуренцией за них и, соответственно, размером компенсаций.