Кладовщики в законе
Сейчас на рынке сформировался стойкий кадровый дефицит, вызванный оттоком персонала из стран СНГ из-за пандемии. На те позиции, которые исторически «закрывались» с помощью выходцев из этих государств, привлекают россиян. Но таким образом всю потребность рынка логистики в линейном персонале удовлетворить не получается. По нашим оценкам, дефицит персонала у компаний-заказчиков услуг аутсорсинга персонала составляет от 25% до 35%, а у стремительно развивающихся – до 50%. При этом доля собственных «линейных» складских сотрудников в штате компаний-заказчиков невысока – всего порядка 20%. В то время как доля привлеченного – 80%.
Сегодня аутсорсинговые компании предоставляют заказчику не просто складской персонал. Они оказывают комплексные услуги. Например, если несколько лет назад компания-заказчик услуг делала заявку на предоставление определенного количества человек, то сегодня, в основном, заказчик делает заявку на выполнение определенного объема операций. Это могут быть такие задачи как комплектация коробов, перемещение паллет, разгрузка контейнеров и другие. Такое изменение в требованиях заказчика приводит к необходимости улучшать качество оказываемых услуг, контролировать, обучать и координировать действия сотрудников аутсорсинговой компании силами бригадиров.
Задача бригадиров – управлять на складе аутсорсинговыми сотрудниками, чтобы те соблюдали внутренний распорядок на объекте, правильно использовали складскую технику и выполняли нормативы. При этом у нанятого через аутсорсинговую компанию персонала должны быть медицинские книжки, права на управление складской техникой, спецодежда и так далее. Кроме того, работу бригадиров и линейного персонала должен контролировать менеджер от аутсорсинговой компании, который находится на постоянной связи с заказчиком, участвует в планерках и производственных совещаниях. Одним словом, знает все о складе и его потребностях.
Таким образом, аутсорсинговые компании сейчас – это, по факту, сервисные компании, которые специализируются на оказании складских операций на объекте заказчика. Однако модели работы с заказчиками отличаются, в зависимости от того, как оформлены трудовые отношения с аутсорсинговым персоналом. Последнее обстоятельство кардинальным образом влияет на тарифы на оказание услуг. Полностью оформленный «в белую» аутсорсинговый персонал обходится в среднем на 25-35% дороже.
Ни для кого не секрет, что фонд оплаты труда составляет львиную долю в структуре тарифа. И для того, чтобы не пересматривать условия заключенных годовых контрактов, логистические компании стремятся минимизировать издержки на персонал за счет аутсорсинга. Но тут надо оговориться: на аутсорсе привлекают только линейный складской персонал. Это грузчики, комплектовщики, водители складской техники, кладовщики, упаковщики, стикеровщики и другие сотрудники.
Нанимать персонал в аутсорсинговой компании значительно выгоднее, чем иметь в штате свой.
На примере «Комплектовщика» рассмотрим динамику стоимости.
Пусть собственный сотрудник получает 2700/смена = 245 рублей в смену с НДФЛ = 320 руб в час с учетом зарплатных налогов. Учитывая дополнительные затраты на содержание собственного персонала стоимость часа 320*1.557=498,24
По графику 2/2 содержание одного комплектовщика в смену или 4 человек в месяц обходится заказчику 498,24*4*11*15=328838,4 рубля.
Аутсорсинговый комплектовщик обойдётся в 330*11*30=108900 рублей.
Конечно, разница в цене очевидна, в связи с чем логисты активно прибегают к услугам аутсорсинговых компаний и зачастую не одной.