Готовая еда - новый конкурент в общепите

Готовая еда - новый конкурент в общепите

Более чем на 50 % выросли за год продажи готовой еды в магазинах, в онлайне тоже рост, но не такой значительный – на 18%.

Такие данные приводят сами участники рынка. Во «ВкусВилле» реализация готовой еды в ноябре 2021-го в натуральном выражении увеличилась на 102% в сравнении с тем же месяцем 2020-го, в «Перекрестке» — на 48%, в «Азбуке вкуса» — на 18,5%, рассказали представители сетей.

В онлайне рост менее динамичный. По данным аналитиков CloudPayments, за 11 месяцев 2021-го оборот интернет-заказов готовой еды увеличился на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом средний чек вырос на 14% — до 1288 рублей.

Изменение объемов продаж отмечают и производители. По словам директора по развитию «Кулинариума» Ивана Тореева, в этом году реализация готовой продукции компании выросла практически вдвое — с 9 т до 17 т готовых блюд ежедневно. Представитель сервиса уточнил, что традиционно пользуются высоким спросом пироги, вторые блюда и супы. В «Перекрестке» газете рассказали, что наиболее динамично в сети увеличиваются продажи напитков собственного приготовления — свежевыжатых соков, смузи. В 2021 году пользователи заказали более 8 тыс. порций против 1,1 тыс. в 2020-м. Также значительно вырос спрос на блюда для перекуса (с 4,6 тыс. штук до 10 тыс. штук) и готовую продукцию для завтрака вроде блинов, сырников и каш (с 10,2 тыс. до 18,8 тыс.).

Как полагает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов, рынок готовой еды «откусывает» долю у ресторанного бизнеса. Страх перед общественными местами и рост цен на блюда в общепите подталкивают покупателей приобретать блюда в магазинах, и эти факторы могут стать драйверами роста категории и в следующем году, считает Миронов.

Впрочем, другие рестораторы, судя по всему, как раз считают этот бум возможностью. Например, блюда из кафе «Рецептор», «Лепим и Варим», сети «Андерсон», «Остерия Марио» или «Новиков групп» уже с прошлого года можно найти на полках «ВкусВилла» и «Перекрестка». Zotman Pizza, бьющая рекорды по доставке своей брендованной пиццы, сделанной на 20-ти дарк-китчен (это без партнерских), вот-вот выйдет в классический ретейл, а, например, владельцы «Кофемании» начали развивать собственную сеть отнюдь не дешевых кулинарий «Кофемания BEZ TARELOK».

Как напоминают «Известия», цены на блюда в ресторанах в этом году увеличились в среднем на 15%, а в следующем, по прогнозу компаний, могут подскочить еще на 5–15%.

При этом свыше 85% позиций сегмента готовой еды в магазинах не изменились в цене, и только некоторые позиции подорожали менее чем на 10%, зафиксировали в компании Briskly (производит микромаркеты и анализирует их продажи).

Развитие микромаркетов (вендингов с готовыми блюдами), может способствовать и росту спроса на кулинарию, полагают эксперты. По данным ретейла, в 2021 году этот канал продаж продемонстрировал значительный прирост. По словам основателя Briskly Глеба Харитонова, каждый месяц оборот микромаркетов растет в среднем на 16%. С января 2021 года число покупок увеличилось в 5,1 раза, а товарооборот на платформе составил $2,7 млн. В этом году через микромаркеты стали продавать продукты и готовую еду онлайн-гипермаркет «Утконос» и крупнейший кейтеринг в аэропортах «Аэромар».

Во «Вкусвилле» также отметили спрос на покупки в микромаркетах, поэтому там расширяют собственную сеть. По словам представителя компании, в 2021 году количество такого оборудования увеличилось вдвое до 340 точек. При этом расширяется и ассортимент готовой еды: в этом году ритейлер запустил диетическую и кето-линейку.

А по мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, помимо ограничений для общепита, развития онлайн-продаж и расширения ассортимента за счет фабрик-кухонь и централизации производства в гипермаркетах, драйвером роста продаж стал и выход в розницу ряда новых поставщиков, среди которых заведения общественного питания, производители готовых рационов, кейтеринговые компании и производители бортового питания для авиации. По данным «Infoline-Аналитики», за прошедшую часть 2021 года продажи готовой кулинарной продукции в России выросли более чем на 25% и превысили 500 млрд рублей.

Яндекс.Метрика